Человеку без познаний в области генерации энергии трудно сориентироваться в массе рекламных предложений. Попробуем подсказать, на что в первую очередь стоит обратить внимание при подборе газопоршневой мини ТЭС.
1. Мощность двигателя внутреннего сгорания.
Производителей газопоршневых ДВС около сотни, но не все придерживаются одинаковой политики при указании технических характеристик своей продукции, поэтому реальные параметры не всегда соответствуют ожиданиям клиентов. Например, если в паспорте двигателя указан промежуток рабочих мощностей 83-200 кВт, то покупателю такая станция может преподноситься как 200 кВт - по своей номинальной мощности. Но постоянно работать на максимуме невозможно, иначе ресурс оборудования будет быстро исчерпан. Характеристика, которую действительно стоит выяснить, – это длительная мощность, то есть максимальная мощность без ограничения по времени работы. Когда мы устанавливаем станцию на 200 кВт, её двигатель будет стабильно работать на этой мощности, а при необходимости сможет выдать в моменте и до 250 кВт.
2. Расход масла на угар.
В современных ДВС этот показатель не должен превышать 0,2-0,3 г на кВт⋅ч, потому что стоимость малозольного газового масла сопоставима со стоимостью газового топлива. Больший расход масла приведёт к повышению себестоимости вырабатываемой энергии, что сведет на нет все выгоды от внедрения установки. Тем временем, на рынке встречаются предложения двигателей, в паспорте которых указан расход масла вплоть до 1,2 грамма – в шесть раз больше допустимого значения.
3. Удельный расход газа.
Обычно заявленный расход составляет 0,3 куб м на кВт⋅ч, что подразумевает идеальный случай максимальной загрузки станции. Если же станция загружена не полностью, энергии вырабатывается меньше, чем могло бы, а топливо продолжает нерационально расходоваться на поддержание работы массивного двигателя. При снижении абсолютного расхода газа, его удельный расход будет увеличиваться. Одна из задач поставщика – подобрать станцию под потребности предприятия так, чтобы большую часть времени она работала с максимальным КПД.
4. Стоимость капитального ремонта двигателя.
Затраты на капремонт не должны превышать 50% от стоимости нового двигателя, иначе это становится нецелесообразным. Иногда производители, пользуясь своей монополией на сервис, предлагают для ремонта исключительно фирменные запчасти. Стоимость таких деталей бывает завышена в десятки раз по сравнению с аналогами без фирменного знака: например, обычные гильзы стоимостью 5-6 тысяч могут продаваться по 50-80 тысяч рублей. Благодаря знанию, комплектующие каких производителей стоит использовать, стоимость капитального ремонта наших станций не превышает 25-30%.
5. Гарантия, ограниченная наработкой по моточасам.
Если продавец не может дать полноценную гарантию на установку, значит он скрывает какие-то подводные камни. К примеру, если в договоре указывается гарантийный срок 12 месяцев, но не более 2000 моточасов, то несложно подсчитать, что при ежемесячной наработке около 720 моточасов, такая гарантия не превысит и трёх месяцев. Гарантия на мини ТЭЦ марки 1VAT составляет 3 года без ограничений наработки по моточасам.
6. Гарантийные случаи.
Некоторые производители используют хитрые формулировки, скрывающие их недоработки: например, не считается гарантийным случаем износ, вызванный естественной эрозией или температурным воздействием. На практике это приводит к непредвиденным расходам для заказчиков. Мы встречали ситуации, когда прогоревшие головки на двигателях требовалось менять через 2500 вместо 25000 моточасов, тогда как в норме за это время нужно было бы заменить только недорогие свечи.
7. Синхронный генератор.
В двухопорном генераторе подвижный ротор соединен с коленвалом резиновой муфтой, что смягчает колебания от резких скачков нагрузки и бережет оборудование. В одноопорном генераторе ротор одной стороной жестко крепится на коленвале, нагрузка передаётся на цилиндро-поршневую группу двигателя, что приводит к преждевременному износу оборудования и частым ремонтам. Это как раз тот случай, когда не стоит экономить, тем более что разница между одноопорным и двухопорным генераторами не такая существенная – около 6000 евро на 300 кВт. Непременно уточняйте у продавца, какой генератор он предлагает в базовой комплектации.
8. Система управления.
Для снижения стоимости некоторые поставщики предлагают китайские контроллеры, функции которых весьма ограничены. Но полноценная работа станции невозможна без качественной системы управления, которая должна обеспечивать защиту двигателя, менять мощность станции и расход газа в соответствии с нагрузкой, вести синхронизацию с сетью в параллельном режиме работы и выполнять другие задачи, призванные удешевить и облегчить эксплуатацию установки.
9. Работа в параллельном или автономном режиме.
В параллельном режиме станция может выдавать 90-95% мощности, потому что в случае критической ситуации часть нагрузки ляжет на централизованную сеть. В автономном режиме такой возможности нет, а значит нагружать её можно лишь на 60-70%, оставляя запас для подстраховки. Считается, что параллельный режим более благоприятен для работы оборудования, но благодаря нашим инженерным наработкам мы можем гарантировать надёжную работу станции и в автономном режиме.
10. Репутация поставщика.
Работа всей системы зависит от добросовестности сборщика и его внимания к деталям, от правильного подбора дополнительного оборудования, опыта работы организации и наличия у неё полного штата квалифицированных сотрудников. Поделимся историей одного из наших заказчиков.
До того, как обратиться к нам, эта компания приобрела станцию на базе корейского двигателя Doosan. Цена немного ниже обычной объяснялась тем, что эта якобы газопоршневая установка была собрана на базе дизельной, но продавец обещал, что никаких нареканий в связи с этим не возникнет. Насторожиться нужно было бы уже на этом моменте, потому что переоборудовать дизельную установку в полноценную газопоршневую довольно проблематично. Продавец отказался от пуско-наладочных работ, так как выяснилось, что у него в штате отсутствует специалист нужной квалификации, и ПНР проводили сторонние люди без каких-либо гарантийных обязательств.
Трудности начались в процессе обкатки, когда выяснилось, что не наблюдается практически никакой разницы в расходе газа при изменении нагрузки станции, так как отсутствует система регулирования. После длительных согласований продавец установил элементарный контроллер, но он мог лишь запустить и остановить станцию, речи даже о минимальном управлении параметрами не шло.
Кроме того, станция изначально была поставлена в нежизнеспособной комплектации – на раме, но с калорифером, прикреплённым прямо к установке. По правилам, станция на открытой раме должна располагаться в обогреваемом помещении, а модуль аварийного охлаждения должен быть вынесен на улицу. Так не будет происходить перегрева от избытка вырабатываемого тепла, но в случае остановки станции на техобслуживание в зимнее время газовые масла не будут замерзать. Эту же станцию пришлось расположить в помещении с настежь открытыми воротами: днём с помощью вентилятора выводился избыток тепла, а ночью станцию останавливали и прогревали помещение.
Заказчик обратился в нашу компанию, чтобы узнать, можно ли реанимировать данную установку. Подсчитав необходимые вложения, было принято решение о приобретении новой газопоршневой станции 1VAT: сначала на 100 кВт, а через некоторое время ещё на 300 кВт. Наше сотрудничество продолжается и по сей день, чему обе стороны очень рады.
Если у вас есть вопросы по выбору газопоршневой электростанции, свяжитесь с нами: мы подберём установку, оптимальную для условий вашего предприятия, организуем строительство мини ТЭЦ под ключ и позаботимся о дальнейшей техподдержке на всём сроке эксплуатации.
Отправить сообщение